Автор: Владимир Столбов, аналитик компании SiteClinic
Самая распространенная проблема при ошибках во внутренней или внешней оптимизации – резкое падение позиций, которые не восстанавливаются, если ошибки не будут исправлены.
Но, бывает, позиции «скачут» постоянно, и мы наблюдаем такую картину:
Самые частые причины таких скачков:
1. Многорукий бандит Яндекса
2. Предфильтр аффилирования
3. Смена релевантной страницы
4. Частные случаи
Давайте рассмотрим каждую из них в отдельности: как диагностировать, почему «скачут» позиции именно вашего сайта, и что сделать, чтобы исправить ситуацию.
1. «Многорукий бандит» – выявляем и стараемся минимизировать потери
Наиболее распространенная причина скачков позиций на сегодняшний день – проведение Яндексом экспериментов по сбору поведенческой информации, так называемый «многорукий бандит».
Как он работает? Страничка выбранного Яндексом сайта выводится в ТОП, и алгоритм «смотрит», насколько пользователи удовлетворены таким результатом в выдаче. Если пользователи довольны (определяется по большому количеству факторов) – страница может остаться в ТОПе. Если же пользователям эта страница не нравится – она понижается, возвращаясь на прежние низкие позиции.
Естественно, чтобы разместить новую страницу в ТОПе, какую-то старую страницу нужно из ТОПа убрать, хотя бы на время. Если вам не повезло – уберут страницу вашего сайта.
Бороться с этим невозможно: это алгоритм, и он работает – это факт.
Как определить, что ваша страница стала жертвой многорукого бандита?
Чтобы определить это, подойдет конструкция, предложенная Станиславом Поломарем. Ее следует ввести в строку поиска Яндекса:
«ваш запрос (site:domain.ru | site:nashsait.ru)»
Где domain.ru – это сайт, который резко «взлетел». Если при поиске по такой конструкции ваш сайт выше сайта из ТОПа, вероятнее всего, это действия «многорукого бандита».
Если не знаете, какой сайт взлетел – обратитесь, например, к инструменту MegaIndex -> Анализ запросов. В этом отчете удобно отслеживать изменения позиций какого-либо сайта:
Например, на скриншоте мы видим, что сайт vasko.ru по запросу «купить холодильник» в день апдейта 18.01.2016 года поднялся на 18 позиций (зеленая цифра 18).
Единственный минус сервиса – он «знает» об изменениях позиций далеко не всех запросов, но по ВЧ чаще всего статистика есть.
Что же можно сделать?
Влиять можно только косвенно. Старайтесь сделать страницу максимально релевантной и удобной для пользователя, чтобы, даже в случае если ваш сайт «выпадет» из ТОПа, новая страница была по показателям хуже вашей.
Если вашу страницу подкинуло в ТОП – наоборот, она будет самой лучшей и останется там. При этом не рекомендую привязываться к каким-то конкретным цифрам статистики и пытаться как-то накрутить ПФ, просто сделайте максимально удобную страницу для пользователя – это самое важное.
Что касается удобства, я бы рекомендовал работать с:
1. Релевантностью контента. Он должен максимально соответствовать ожиданиям пользователя:
- Для коммерческих запросов – обратите внимание на ассортимент товаров, их описание, наличие цен и т. д.;
- Для информационных запросов в первую очередь важна полнота информации, максимально точный ответ на вопрос, который интересует пользователя.
2. Удобством использования контента
- Для коммерческих запросов – видимая кнопка «Купить», лаконичное описание, подробные характеристики;
- Для информационных запросов важна структурированность контента, подача информации, акценты на основных тезисах.
О том, как понять, скачки позиций – причина смены алгоритма или ошибки на сайте, читайте в статье «Почему скачут позиции – изменения алгоритма или проблемы с сайтом».
2. Аффилирование – предфильтр за наличие сайта-близнеца
Постоянная смена позиций из ТОПа и обратно – один из основных признаков фильтра аффилирования. Сайт-близнец занимает ваше место в ТОПе, а ваш сайт, соответственно, падает далеко за пределы десятки.
Под сайтами-близнецами я подразумеваю сайты с одинаковыми контактными данными, абсолютно идентичным ассортиментом, одинаковые по дизайну и контенту.
Почему поисковая система применяет этот фильтр?
Все просто – ТОП-10 не резиновый. Если бы поисковая система позволила сайтам одной компании занимать все места в выдаче, шансы были бы только у самых крупных игроков рынка, которые создавали бы сотни и тысячи сайтов своей компании. Благодаря аффилированию, в ТОПе гарантированно будут странички разных компаний, и у пользователя будет выбор.
Как его диагностировать?
Основных методов определения два:
— По позициям. Если ваш сайт вылетает из ТОПа по каким-то запросам – сайт-близнец в это время будет находиться в ТОПе по этим запросам, и наоборот. Вот такая картина – вашего сайта нет в выдаче:
Конкурент по этим запросам есть:
И наоборот. Ваш сайт есть в ТОПе:
— С помощью запроса, предложенного Игорем Бакаловым:
lang:ru ~~ domain:ua << (url:www.site1.ru | url:www.site2.ru)
Если после применения такой конструкции в выдаче будут оба сайта – аффилирования нет, если только один из сайтов – наложен фильтр аффилирования. При использовании этой конструкции обращайте внимание на то, какая версия сайта в индексе, с www или без него. Например, если в индексе сайт с www, а вы использовали URL без www, может быть погрешность.
Как быть, если вы не уверены, есть ли у вашего сайта брат-близнец? Сперва посмотрите, нет ли дублей по контактам, описаниям вашей компании, идентичного товарного предложения.
Для проверки аффилиата на контактные данные (наиболее частая причина) скопируйте свой номер телефона, адрес, отрывок описания в строку поиска и посмотрите, есть ли такие же данные на сайтах в выдаче.
Что с этим делать?
Максимально уникализировать ваш сайт. В первую очередь необходимо обращать внимание на:
- контактную информацию (телефон, адрес, платежная информация должны быть уникальны для каждого сайта);
- каталог товаров (понятно, что ваши товары и товары конкурентов могут быть очень похожи, но если 100% товаров одни и те же, и на ваших сайтах идентичные предложения по стоимости и условиям покупки, возможно аффилирование);
- описание товаров (как и в предыдущем случае, частичное пересечение товаров и их описаний – это не страшно. Но если на большинстве страниц сайтов идентичное описание, уже возможно аффилирование).
3. Смена релевантной страницы
При смене позиций обязательно обращайте внимание, какая страница участвует в ранжировании. Резкая частая просадка и возврат позиций может происходить из-за смены релевантной страницы.
Как проверить? В SEOlib, к примеру, при настройке проекта можно указывать целевую посадочную страницу для запросов:
В таком случае при изменении позиций страницы вы можете по нажатию кнопки проверить, ранжируется целевая страница или нет:
Почему так происходит?
Причин таких изменений несколько:
— Основная посадочная страница переспамлена
Вы перестарались с оптимизацией страницы, поэтому поисковая система считает ваши действия попыткой обмануть ее, и основная страница ей «не нравится». Соответственно, в ранжировании участвует вторая по релевантности страница. Поскольку, вероятнее всего, вы работали только над основной страницей – релевантность новой посадочной низкая, чем и объясняется ухудшение позиций. В данной ситуации необходимо чистить основную страницу от переспама.
Пример переспама, взятый у моего коллеги Никиты Простякова, из большой статьи о переспаме:
— У страниц очень похожие принципы оптимизации (одинаковая плотность ключей, оптимизация title и метатегов)
Зачастую это страницы смысловых дублей – у вас не получается сделать уникальные страницы, оптимизация очень похожа, и это вызывает такие колебания.
В первую очередь подумайте, насколько такая страница нужна. Если особой необходимости в ней нет – реструктурируйте сайт и уберите эту и подобные страницы-смысловые дубли (если они, конечно, не приносят вам трафик).
Например, страница «Товар красного цвета» и страница «Товар черного цвета». Ищут ли данный товар по цветам? Вполне вероятно, что все цветовые решения можно объединить в рамках одной страницы.
Если все же смысловые различия есть, скорее всего, вы их нечетко указали – перепишите контент, акцентируя внимание на уникальных нюансах. Соответственно, и ключевые слова, по которым продвигаются страницы, будут разными.
Например, часто реализовывают страницы для продвижения в разных регионах. Методика достаточно «серая», однако зачастую приводит целевых клиентов. Если у вас как раз такой случай – сделайте максимальный акцент на различиях, например:
- условия обслуживания в районах/регионах;
- географические рамки каждого региона или района (адреса, карта);
- локальные акции и предложения;
- персонал, отвечающий за работы в этом районе/регионе.
— Страницы пагинации
Запросы перескакивают с первой страницы на вторую или последующие страницы каталога. При смене релевантных страниц чаще всего происходит падение позиций, само падение связано со многими факторами:
— объем ссылочной массы (меньше, чем у продвигаемой первой страницы)
— поведение пользователей менее лояльное и т.д.
Может быть два основных пути решения ситуации.
Вариант 1. Более быстрый, но менее правильный. На страницах пагинации ставится тег «canonical», ведущий на основную страницу соответствующего каталога:
<link rel=»canonical» href=»http://www.site.com/catalog/stranica_1″ />
Вариант 2. Работы по оптимизации title, метатегов и текстов проводятся только для первых страниц категорий, на страницах пагинации нет оптимизированного текста и description. Title – шаблонный, вида «Название категории. Страница №». Для Google при такой оптимизации рекомендую ставить атрибуты rel=«next», rel=«prev». Рекомендации Google…
По возможности рекомендуем применять второй вариант.
4. Частные случаи
1. Могут ли скачки быть следствием проблем в алгоритме?
По нашему опыту, «глюки» в алгоритме могут приводить к просадкам и резким изменениям позиций. Но постоянные скачки списывать на глюки неправильно, необходимо детальнее разбираться в проблеме и искать причины.
Если существует вероятность какой-либо некорректной работы алгоритма:
— напишите в техподдержку, уточните, все ли хорошо с вашим сайтом и в чем причина таких странных прыжков;
— помните, что глюки не длятся больше пары АПов, так что слишком затягивать в надежде, что «все устаканится», не стоит.
2. Есть ли зависимость от способа сбора позиций?
Если проверка осуществляется «вручную» или с вашего IP, может иметь значение персонализация. Поэтому, сравнивая статистику, собранную разными способами (например, вы проверили позиции вручную, а на следующий день собрали статистику каким-либо сервисом), учитывайте такую возможность. Лучше всего собирать с помощью сервиса, который не привязывается к вашему IP и не зависит от персонализации.
Для отключения всевозможных «лишних факторов», рекомендуем посмотреть:
Правда, по опыту, все равно может присутствовать определенная персонализация, которую не получится отключить полностью.
Итак, если вы заметили регулярные скачки позиций в ТОП-из ТОПа, в первую очередь проверьте сайт на:
— алгоритм «многорукого бандита»,
— аффилирование,
— изменение посадочной страницы,
— спамность основной посадочной страницы.
С вероятностью в 95% причина именно в этом.
Если же проблема не обнаружена:
— напишите Платону и постарайтесь выяснить у него, с чем связаны такие изменения ранжирования;
— проверьте сайт на наличие технических ошибок;
— проверьте качество оптимизации сайта в целом.
Регулярные изменения позиций в ТОП-из ТОПа в моей практике не были вызваны последними перечисленными причинами, но полностью отбросить такую вероятность нельзя.
Если вы заметили, что позиции сайта постоянно скачут, но не можете понять, в чем причина, – пишите нам, мы постараемся помочь.