26-27 ноября в центре Digital October состоялась конференция Optimization 2015: «Поисковый маркетинг и продвижение бизнеса в Интернете». На ней выступили официальные представители поисковых систем, ведущие эксперты в области продвижения сайтов, контекстной рекламы, работы с социальными медиа и гуру веб-аналитики.
Организаторы подготовили для вас подробный и интересный обзор самых интересных докладов на конференции и круглого стола с участием Александра Садовского («Яндекс»), Андрея Липатцева (Google) и Андрея Калинина (Mail.ru Group).
Будущее от Google
Представители Google, Андрей Липатцев и Мария Моева, выступили с докладом: «O’K Google! Что будет в 2016-м? Поисковая оптимизация в эпоху многоплатформенности». Они сразу «взяли быка за рога», заявив, что будущее поиска и, соответственно, поисковой оптимизации — за мобильными устройствами. «Этим летом впервые количество запросов в поиске Google на мобильных устройствах превысило количество запросов с десктопов».
По их словам на выдачу поисковика, в том числе русскоязычную, теперь влияет наличие оптимизации для смартфонов и других девайсов. В помощь SEO-специалистам были внедрены несколько новых возможностей, среди них: сервис проверки удобства мобильной версии сайта, функция «Посмотреть как Googlebot» в Google Search Console и новый раздел «Анализ поисковых запросов». Кроме того, при помощи «О’кей Google» теперь можно работать с приложениями. Еще одна интересная новость — Google теперь умеет индексировать приложения.
Изменения в ранжировании Яндекса
Главным откровением для собравшихся оптимизаторов стал доклад Екатерины Гладких («Яндекс»), которая объяснила странную «лихорадку» выдачи, которую наблюдали специалисты последние три месяца. Она рассказала о формуле, которая проходила тестирование на московской коммерческой выдаче, — «Exploration feature». С ее помощью Яндекс учится «перемешивать» выдачу, добавляя новые релевантные результаты в «сложившийся» ТОП.
Этот доклад всерьез взволновал SEO-специалистов, из зала тут же посыпались вопросы. Екатерину спросили, значит ли это, что в ТОП теперь будут попадать совсем «молодые и зеленые» сайты, занимая место «старых и проверенных»? Аналитик Яндекса ответила четко: нет, не значит. В рандомизации участвуют только сайты с показателем «Rel+» — «Exploration feature» просто «подмешивает» в выдачу те сайты, которые ранее не присутствовали в ТОПе, но так же являются релевантными запросу.
Закат ссылочного продвижения
Центральным событием конференции, по традиции, стал круглый стол с представителями поисковых систем. Игорь Ашманов сразу задал правильный курс беседе, прямо спросив: «Где же кнопка «бабло», которую вы от всех нас прячете?». Шутки шутками, а вопрос, как теперь оптимизировать и продвигать сайты, стал центральным.
И Александр Садовский («Яндекс») и Андрей Липатцев (Google) держались одной позиции: делайте сайты для людей, удобные, понятные и конверсионные. При этом представитель Google особо подчеркивал то, что уже говорил в своем докладе ранее: будущее — за мобильными устройствами. При этом речь идет не только о смартфонах и планшетах, но, например, и об «умных» часах и телевизорах. Липатцев признался, что очень ждет «говорящих» автомобилей. Позиция Александра Садовского проста: «не мешайте индексации, делайте хорошо своим пользователям — вот абсолютно белые методы».
На вопрос Ашманова о крауд-маркетинге, Александр ответил так: «Интернет постоянно меняется и мы вместе с ним, система адаптивна, поэтому предсказать, что будет дальше, невозможно». По словам Александра, любой «спамерский» метод быстро перестанет работать: достаточно просто «скормить» системе новые данные, чтобы «лазейка» перестала работать. На вопрос, будет ли отключен «Минусинск» тоже ответили прямо: нет, не будет. Как только оптимизаторы перестанут использовать коммерческие ссылки, алгоритм уснет. Но стоит эту деятельность возобновить, и он проснется.
Так что делать?
Ответы на этот вопрос можно было найти в докладах специалистов по поисковому маркетингу.
Ксения Хизова, СЕО интернет-магазина «Гардероб», рассказала о работе с контентом в рамках нескольких видов семантических ядер: брендовых, репутационных и коммерческих. Она рекомендует создавать действительно качественный и интересный контент для пользователей, делать большие обзорные и аналитические материалы, не экономить на фотографиях. Самый высокий уровень доверия, по ее словам, имеют реальные видеоотзывы пользователей, и стоит активно использовать их в качестве контента по репутационным запросам.
Андрей Кузьмичев, руководитель направления поисковой оптимизации OZON.ru, рассказал, что они отказались от коммерческих ссылок еще в мае 2014 года. Сегодня SEO-трафик составляет 30% всего трафика OZON.ru: за последние годы он вырос на 44%. Как этого удалось достичь? Настройкой индексации в Яндексе, работой со сниппетами и внедрением микроразметки, регулярным обновлением шаблонов для meta-тегов, работой над структурой сайта, а также очисткой от некачественного трафика. По словам Андрея, сегодня «SEO — это аналитика и эксперименты, аналитика и….».
Виталий Шаповал, независимый эксперт, выступил с докладом ««SEO-2016: Что делать? Как обороняться и наступать?». Он обратил внимание коллег на то, что поисковая оптимизация переживает фрагментирование, выделяются новые направления, такие, как контент-маркетинг и технический аудит. Компании могут сократить свои издержки, передав часть работ подрядчикам.
Что еще интересного было на конференции?
Лаборатория поисковой аналитики «Ашманов и партнеры» провела практикум, на котором проанализировала оптимизацию сайтов участников в сравнении с конкурентами. Результаты исследований Лаборатории также были представлены отдельным докладом Михаила Воловича «Черные ящики говорят и показывают».
На конференции снова проходила «Клиника сайтов Google», на которой также разбирались сайты участников. Андрей Липатцев обращал много внимания на отображение сайтов на мобильных устройствах, давал рекомендации по юзабилити и поисковой оптимизации под Google.